
С сегодняшнего дня на бирже Китая начал торговаться рубль. А в середине декабря, по словам вице-президента ММВБ Сергея Савицкого, российская биржа также начнет торги парой юань/рубль без привязки к доллару. «Технически мы готовы», — подчеркнул Савицкий.
Как отмечают эксперты на фоне валютных войн многие страны начинают задумываться о том, чтобы в торговых расчетах уйти от доллара и начать рассчитываться напрямую национальными или специальными региональными валютами. Напомним, пытаясь подстегнуть свой экономический рост, правительства стараются прибегнуть к одному из самых «эгоистических» способов — занизить курс национальной валюты относительно других валют, и таким образом сделать экспорт более выгодным.
Но, кроме замещения доллара, для старта прямых юане-рублевых операций есть и другие мотивы. Во-первых, к упрощению валютных операций подталкивает растущий товарооборот между Россией и Китаем — по прогнозам, в нынешнем году он составит составит 1,5-1,8 трлн рублей. При этом Китай уже является одним из основных торговых партнеров России — на его долю приходится около 13% импорта и 5% российского экспорта. Россия поставляет в Китай нефть и лес, а Китай в Россию — промышленные товары и бытовую электротехнику.
«Сейчас юань начинает играть все более существенную роль в товарообороте России, а влияние ЦБ Китая на мировую экономику, в том числе через решения по ставке, уже не подлежит сомнению», — поясняет начальник отдела аналитических исследований Инвестиционной группы «УНИВЕР» Дмитрий Александров. «Китай — самая динамичная страна в мире, которая становится ведущей мировой экономикой. Кроме того, это наш сосед, и внешнеторговые связи наших двух стран будут только нарастать», — в свою очередь, констатировал начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских.
Действительно, соседство также является дополнительным стимулом к развитию финансовых взаимоотношений. «Мы оптимистично смотрим на этот проект, — говорит Савицкий. — Во-первым, мы граничим с Китаем, во-вторых, очевидно, что торговля между двумя странами будет развиваться, особенно после того, как завершится строительство трубопроводов». И, по мнению Подлевского, данный инструмент прежде всего будет интересен компаниям-резидентам, которые осуществляют внешнеторговую деятельность с Китаем — как экспортерам, так и импортерам.
«Наверняка интерес проявят китайские банки, которые смогут покупать и продавать рубли для своих клиентов», — отметил Подлевских. Не останутся в стороне и российские финансовые институты. По данным ММВБ, интерес к новому инструменту проявляют приграничные с Китаем банки, а также крупные федеральные банки. То есть в целом этот инструмент может быть привлекательным для 30-50 банков.
Следующий игрок, которому нужен новый инструмент инвестиций, – сама биржа. «Для ММВБ это расширение линейки продуктов, причем спрос на пары с юанем будет заведомо высок, поскольку сейчас эта валюта начинает играть все более существенную роль в товарообороте России, а влияние ЦБ Китая на мировую экономику, в том числе через решения по ставке, уже не подлежит сомнению», — полагает Александров. Так что, по его оценкам, в паре наверняка будут присутствовать и спекулянты, и хеджеры.
Более того, как подчеркнул начальник управления анализа долгового рынка ИК «Велес Капитал» Иван Манаенко, юань актуален и для частных инвестиций. По словам аналитика, на фоне непредсказуемых шатаний курса доллара и евро, юань выглядит достаточно предсказуемым. «У юаня есть глобальная идея, что он должен укрепляться», — отметил Манаенко.
Напомним, китайская валют была де-факто привязана к американской на уровне около 6,83 юаня за $1 с июля 2008-го по июнь 2010 года. С июня после введения более гибкого валютного курса юань стал укрепляться к доллару. Сегодня с начала сессии валютный курс составляет около 4,6711 рубля за юань, что соответствует курсу Народного банка КНР (ЦБ страны). При этом США и Евросоюз неустанно требуют от КНР ускорить укрепление курса национальной валюты (на 20-40%) и обвиняют Китай в валютном манипулировании. В ответ глава государственного управления валютного контроля КНР И Ган не устает отвечать: «С того момента, как Китай начал реформу обменного курса юаня в июне, гибкость национальной валюты возросла. Мы продолжим эти реформы, но процесс этот будет постепенным». То есть юань явно будет расти, но с какой скоростью — неизвестно.
Comments (0)